Учиться и еще раз

Бесплатные онлайн-курсы по энергетике от ведущих мировых университетов.

Учиться и еще раз



Дистанционное образование получает все большее распространение. Тысячи студентов в США и Европе совмещают «обычное» очное обучение с виртуальным или полностью «уходят» в Интернет. Мы подобрали для вас несколько онлайн-курсов на платформе массового онлайн образования Coursera*, которые будут интересны как студентам, так и аспирантам, а также специалистам, уже работающим в области энергетики или задумывающимся о переквалификации. Вы сможете расширить свой кругозор, ознакомиться с передовыми достижениями энергетической мысли, обменяться опытом и идеями. Выбирайте актуальную тему и учитесь в удобное для вас время и в любом месте. Абсолютно бесплатно! И подтягивайте язык. Обучение, конечно, на английском.

manchester.png
Введение в термодинамику: передача энергии
Мичиганский университет. Один из крупнейших исследовательских государственных университетов в США.

 Понять современные энергетические системы невозможно без базовых знаний о самих принципах передачи энергии. Этот курс ознакомит вас с основами термодинамики. Вы узнаете, как передается энергия от производителя до потребителя в самых разных масштабах – от простой батарейки до атомной станции, поймете, как проанализировать энергетические системы и даже как сохраняется энергия в обычной кофейной кружке.

О курсе

Длительность обучения
 
8 недель
Рекомендуемые временные затраты
на обучение (в неделю)
3-6 часов
Форма обучения
Видеоуроки, тесты, домашние задания
 
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Есть
Дата начала очередного курса
2 февраля 2015 года

Программа курса

1 неделя. Термодинамика, сохранение энергии.
2 неделя. Теплопередача, фазовая диаграмма, сохранение энергии в закрытых системах. 3 неделя. Термодинамические свойства, идеальная газовая модель, сохранение массы в открытых системах.
4 неделя. Сохранение энергии в открытых системах.
5 неделя. Анализ переходных процессов, сохранение масс и энергии, мощность, циклы тепловых машин.
6 неделя. Второй закон термодинамики, циклы Ренкина и Карно.
7 неделя. Циклы Ренкина и Карно (продолжение), когенерация, регенерация отходящего тепла.
8 неделя. Сравнение энергетических носителей.

Перейти на страницу курса.

64353240009.png

«Озеленение» экономики: скандинавский опыт 
Университет Лунда (Швеция). Входит в список 100 лучших университетов планеты. Его девиз: «Мы вместе, чтобы объединить наши усилия и понять, объяснить и улучшить наш мир».

Курс позволит узнать об устойчивом развитии, изменении климата и о том, как соединить экономическое развитие и здоровую окружающую среду. Будут рассмотрены как частные случаи и бизнес-стратегии, так и политика отдельных государств, прежде всего скандинавских, которые занимают передовые позиции в продвижении идей устойчивого развития.

О курсе

Длительность обучения
 
5 недель
Рекомендуемые временные затраты
на обучение (в неделю)
5-8 часов
Форма обучения
Видеолекции и текстовые дополнения, тесты, обсуждения в форуме
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Есть
Период проведения
19 января – 23 февраля 2015 года

Программа курса 

1-я неделя. Введение: что такое «зеленая» экономика и почему это важно. Концепции и определения «зеленой» экономики. Общие проблемы взаимодействие экономики и окружающей среды. 
2-я неделя. Выбор каждого. Как выбор каждого человека может помочь или, наоборот, препятствовать движению к «зеленой» экономике. Модели и уровни потребления, теории потребительского поведения, связь потребления и выброса парниковых газов. 
3-я неделя. Бизнес-стратегии. Как различные бизнес-стратегии влияют на «зеленую» экономику, как бизнес-концепции взаимодействуют с реальной экономикой. С чем сталкиваются компании, которые уже двигаются к «зеленой» экономике. 
4-я неделя. Города устойчивого развития. Как проектирование и планирование городов может повлиять на «зеленую» экономику и устойчивое развитие. Роль городов в развитии «зеленой» экономики на конкретных примерах, какой скандинавский опыт может быть использован в других странах. 
5-я неделя. Государственная политика. Влияние государственной политики на «озеленение» экономики и как она может и должна влиять на все рассмотренные ранее уровни – города, бизнеса, каждого человека.

Перейти на страницу курса.

н54744477747.png
«Планета Земля»

Университет Иллинойса в Урбане-Шампэйн. Основан в 1867 году. В университете преподают 11 нобелевских лауреатов. 

Землетрясения, вулканы, горные цепи, ледники, оползни, наводнения, движение тектонических плит – все эти явления и сейчас формируют жизнь нашей планеты. Курс подробно расскажет о причинах этих явлений и эффекте, который они оказывают. Будут рассмотрены процессы производства энергии и вопросы природных ресурсов, от наличия и использования которых так зависит современное общество. Мы свяжем эти геологические темы с проблемами экологии и устойчивого развития.

О курсе

Длительность обучения
 
5 недель
Рекомендуемые временные затраты на обучение (в неделю)
8-10 часов
Форма обучения
Видеолекции, дополнительное чтение, дискуссии на форуме, лабораторные тесты
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Возможно получение
Период проведения
21 февраля – 29 марта 2015 года

Программа курса 

1-я неделя. Землетрясения 
  • Что такое землетрясение?
  • Регистрация и измерение силы землетрясения
  • Последствия
  • Прогноз и меры предосторожности
2-я неделя. Тектонические плиты 
  • Перемещение континентов и спрединг морского дня
  • Что такое плита?
  • Границы плит
  • Землетрясения и плиты

3-я неделя. Вулканы 
  • Откуда появляется расплавленная порода?
  • Изверженная порода
  • Типы извержений
  • Угрозы вулканов

4-я неделя. Источники энергии 
  • «Ископаемое» в ископаемом топливе
  • Как мы находим нефть?
  • Ядерная энергия
  • Энергетические вызовы в будущем

5-я неделя. Сокровища в скалах 
  • Происхождение элементов
  • Почва: основа для жизни
  • Горнодобывающая отрасль
Перейти на страницу курса.


002462.png
«Выключите тепло: почему нужно избежать потепления на 4 °C» 

Если незамедлительно не предпринять решительные меры, среднегодовая температура на планете увеличится на 2 °C к 2040 году и на 4 °C к концу столетия. Такое потепление может отбросить человечество на десятилетия назад. Курс познакомит с самыми последними научными данными и мнениями политиков о глобальном потеплении, о возможных последствиях таяния ледников, повышения уровня Мирового океана, тепловых волнах, а также о воздействии этих явлений на сельское хозяйство, доступность водных ресурсов, здоровье людей и экосистемы. Самое же главное – будут даны рецепты того, как избежать негативных последствий.

О курсе 

Длительность обучения
 
5 недель
Рекомендуемые временные затраты на обучение (в неделю)
3-5 часов
Форма обучения
Фильм, видеолекции, интерактивные задания, тесты и домашние задания, обсуждения в форуме
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Есть
Период проведения
20 апреля – 22 мая 2015 года

Программа курса 

1-я неделя. Наблюдаемые климатические изменения и их влияние на жизнедеятельность человека: тысячи лет назад и сейчас. История климатических наблюдений, анализ их связи с человеческой деятельностью. Объяснение связи между увеличением выбросов углекислых газов и повышением температуры. Последние данные о таянии ледников в Гренландии, Антарктике и Арктике, а также горных ледников, появление тепловых волн и критических температур, а также постоянных засух. 

2-я неделя. Возможный климат в XXI веке. Обзор прогнозируемых климатических изменений в XXI веке. Описание различных климатических моделей. 

3-я неделя. Жизнь в мире, который теплее на 4 °C. Обзор уже существующего и увеличение потенциального влияния изменения климата на сельское хозяйство и производство продуктов питания, водные ресурсы, экосистемы и биоразнообразие, а также на здоровье человека. Непрямые риски для жизнедеятельности человека, связанные с изменением климата. 

4-я неделя. Что мы можем сделать. Выбор в наших руках. Обсуждения. Дискуссия с ведущими экспертами о конкретных действиях, способных предотвратить глобальное потепление. Что может быть сделано на глобальном уровне, на уровне отдельных государств и регионов, а также что может сделать каждый человек. 

5-я неделя. Воздействие климата на региональных уровнях Климатические тенденции в шести регионах: 
  • Латинская Америка и Карибы
  • Тропическая Африка
  • Ближний Восток и Северная Африка
  • Восточная Европа и Центральная Азия
  • Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион
  • Южная Азия
Перейти на страницу курса.

00302024.png
«Энергия и Земля» 
Висконсинский университет в Мадисоне. Один из ведущих университетов США. Является пионером в исследовании стволовых клеток. 

Как все энергетические системы зависят от ограниченных ресурсов Земли? Насколько хватит углеводородов и как новые технологии добычи нефти повлияют на добычу, когда возобновляемые источники полностью вытеснят ископаемые и как все эти открытые вопросы влияют на благосостояние стран, безопасность и здоровье людей? На все эти вопросы ответ курс «Энергия и Земля». Курс сфокусирован не трех основных принципах: 

1. Качество энергии важнее количества. 
2. Развитие технологий постоянно меняет действительность. 
3. Все энергетические системы оказывают негативное влияние.

О курсе

Длительность обучения
 
4 недели
Рекомендуемые временные затраты на обучение (в неделю)
2-3 часа
Форма обучения
Видеолекции, интервью, дополнительное чтение 10–15 страниц в неделю, дискуссии на форуме, тесты
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Возможно получение
Период проведения
21 июня – 18 июля 2015 года

Программа курса 

1-я неделя. Начало: исторический и геологический контекст использования энергии. 
2-я неделя. Использование энергетических ресурсов в прошлом. 
3-я неделя. Живем настоящим: источники возобновляемой энергии. 
4-я неделя. Планируем будущее: перспективы и проблемы будущего энергии.

Перейти на страницу курса.

76543112111.png
Органические солнечные батареи – теория и практика
Датский технический университет (DTU). DTU специализируется на исследованиях в области технических и естественных наук. Университет готовит высококвалифицированные кадры с отличной теоретической подготовкой и реальными практическими навыками.

Цель этого курса – познакомить студентов с солнечной энергетикой и органическими солнечными батареями.

О курсе

Длительность обучения
Свободный график
Форма обучения
10 часов видео и заданий
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Нет
Дата начала очередного курса
В любое время



Перейти на страницу курса.

00333256.png
Ветер, волны, приливы-отливы: альтернативные энергетические системы
Университет Торонто. Одно из лидирующих учебных заведений в Северной Америке. Лучший университет в Канаде.

В рамках курса можно узнать, как «добывается» энергия волн, приливов-отливов и ветра, каковы преимущества и слабые стороны такой энергии.

О курсе

Длительность обучения
 
7 недель
Рекомендуемые временные затраты на обучение (в неделю)
5-7 часов
Форма обучения
Видеолекции, тесты и домашние задания
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Есть
Дата начала очередного курса
Пока не известна

Программа курса

1 модуль - Энергия ветра
1 неделя. Источники ветра и его воздействие.
2 неделя. Основы технологий ветряных станций.
3 неделя. Прогноз производительности ветряной турбины.
4 неделя. Вопросы экономики и экологии, исследование конкретных случаев.

2 модуль – Энергия волн
5 неделя. Основы энергии волн
6 неделя. Преобразователи энергии волн.

3 модуль – Энергия приливов и отливов
7 неделя. Энергия приливов и отливов

Перейти на страницу курса.

гssandiego.png

Наше энергетическое будущее
Университет Калифорнии Сан-Диего входит в десятку лучших университетов США. Девиз университета «Жизнь – наша лаборатория».

Курс позволит узнать если не все, то многое о производстве энергии, ее положительном и отрицательном воздействии, самых современных ВИЭ-технологиях.

О курсе

Длительность обучения
 
10 недель
Рекомендуемые временные затраты на обучение (в неделю)
4-5 часов
Форма обучения
Видеолекции, тесты и домашние задания 
Язык обучения
Английский
Свидетельство об окончании
Есть
Дата начала очередного курса
Пока не известна

Программа курса

1 неделя. Энергия. Введение
  • Энергия и современное сельское хозяйство
  • Нефть
  • Энергия в цифрах
  • Как удовлетворить спрос на энергию?

2 неделя. Источники физической энергии (часть 1)
  • Потребности энергии в будущем с точки зрения физики
  • Энергия ветра и технологии ветряных турбин
  • Будущее атомной энергетики

3 неделя. Источники физической энергии (часть 2)
  • Выработка фотоэлектрической и фототермической энергии
  • Электроавтомобили и технологии сохранения энергии
  • Энергоэффективность и «умные сети»

4 неделя. Введение в источники биоэнергии, станции на биотопливе
  • Биоэнергия
  • Этанол из кукурузы
  • Этанол из целлюлозы
  • Ятрофа

5 неделя. Биотопливо из морских водорослей  
  • Цианобактерии
  • Диатомовые водоросли
  • Зеленые водоросли
  • Разведение биоводорослей, генетика, синтетические водоросли
  • Переработка жирных кислот в одноклеточных водорослях 6 неделя


6 неделя. Производство и переработка биотоплива (часть 1)
  • Биодизель - химические свойства и анализ
  • Термохимическая переработка биомассы в топливо
  • Биогаз

7 неделя. Производство и переработка биотоплива (часть 2)
  • Процесс производства биотоплива из водорослей
  • Утилизация продуктов питания и рисайклинг
  • Биотопливо и вода

8 неделя. Социальные вопросы, вопросы экономики и политики (часть 1)
  • Экономическое и социальное влияние производства энергии и ее использования
  • Важность энергии для «беднейшего миллиарда» (Bottom Billion)
  • Экономика энергии
  • Регулирование потребления энергии и энергоэффективность

9 неделя. Социальные вопросы, вопросы экономики и политики (часть 2)
  • Энергоуслуги для отдаленных населенных пунктов Непала l
  • Оценка жизненного цикла ископаемого и возобновляемого топлива
  • Энергетическая политика
  • Международная политика относительно изменения климата

10 неделя. Изменения климата
  • Изменение климата и выбросы углекислого газа
  • Новые подходы к замедлению климатических изменений и предотвращению поднятия уровня моря в краткосрочной перспективе
  • Климатические изменения и уровень воды в Калифорнии
  • Изменение климата и продовольственная безопасность

Перейти на страницу курса.


*Massive open online courses, MOOC – Массовые открытые онлайн-курсы – интернет-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом.

Courserа – проект в сфере бесплатного онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер в 2012 году. На этой площадке совершенно бесплатно ведущие университеты мира публикуют и ведут обучающие курсы по различным отраслям знаний. Слушатели получают знания, общаются с сокурсниками и экспертами, сдают тесты и экзамены непосредственно на платформе Coursera и в большинстве случаев получают сертификат университета. На ноябрь 2014 года в Coursera было зарегистрировано 10 млн пользователей, предлагалось 844 курса от 108 образовательных учреждений.