Без бензобаков

Без бензобаков

Как обстоит дело с зарядными станциями для электрокаров в России и в мире

Второй год подряд «Пятый элемент» рассказывает о достижениях электромобилестроения, и, вполне возможно, кого-то мы даже вдохновили на покупку электрокара. Для тех, кто пока в раздумьях, самый главный вопрос: где и как заряжать «железного коня»? Ведь не секрет, что зарядка от бытовой сети может занять около восьми часов – приемлемо, если использовать машину только для поездок на работу, но для более-менее дальних путешествий не годится. Как обстоят дела с электромобильными заправками в нашей стране и за ее пределами? 

В конце апреля на официальном сайте «Автодора» появилось сообщение, что зарядные станции заработали на 46-м и 1119-м километрах трассы М4 «Дон». Технические характеристики при этом остались за кадром, известно только, что на одну зарядку на такой заправке уйдет полтора-три часа. С одной стороны, пока история оптимизма не внушает: станции расположены так, что ни до Воронежа, ни тем более до Ростова на электричестве не доехать. С другой стороны, компания заявила о намерении в ближайшем будущем построить сеть заправок вдоль федеральных трасс М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон» и М11 «Москва – Санкт-Петербург», а в отдаленной перспективе оборудовать зарядными станциями все реконструируемые или вновь построенные автодороги. 

«В соответствии со стандартами Государственной компании размещение многофункциональных зон с необходимой инфраструктурой предусматривается через каждые 60 километров», – говорится в сообщении. 

В столичном регионе развитием сети электрозаправок активно занимается МОЭСК – Московская объединенная электросетевая компания. Об ее успехах на этом поприще «Пятый элемент» рассказывал неоднократно. С 2011 года, когда стартовал проект «МОЭСК-EV», усилиями этой компании было установлено 30 зарядных станций, расположенных в основном на территории объектов МОЭСК, автомобильных дилерских центров и инновационного центра «Сколково». 

22 апреля МОЭСК установила сразу две зарядные станции. Одну – в самом центре Москвы, на Большой Бронной улице, прямо напротив столичного Департамента топливно-энергетического хозяйства, вторую – рядом с парком искусств «Музеон» в Мароновском переулке. 

Оборудование от финской компании Ensto позволяет заряжать электромобили как с помощью «евророзетки», так и через разъем Mennekes для быстрой зарядки трехфазным током. При этом сама процедура занимает от двух до шести часов. Чтобы воспользоваться услугами станций, нужно посетить центральный клиентский офис компании на ул. Александра Солженицына, 7 и получить там специальную смарт-карту. Сама же зарядка осуществляется бесплатно, во всяком случае пока станции работают в тестовом режиме. По словам представителей МОЭСК, в ближайшее время в Москве введут в строй еще две электрозаправки – на Красной Пресне и Большой Полянке. Учитывая, что всего в столице около 100 электрокаров, 30 станций – не так уж мало. Тем более что всего в России, по данным ТАСС, их не более 60. 

Посильный вклад в развитие электромобильного движения в нашей стране внесла не так давно компания Tesla, построив первую в России зарядную станцию Tesla Supercharger. Расположилось это чудо техники, способное зарядить электрокар всего за 40 минут, в самом подходящем для этого месте – в подмосковном гольф-клубе «Сколково», принадлежащем Роману Абрамовичу. В самой компании между тем говорят о планах до конца года построить на отечественных просторах как минимум пять электрозаправок – в Твери, Санкт-Петербурге и на трассах М9 и М10.

На российском фоне особенно впечатляющими выглядят успехи Японии, где недавно количество зарядных станций достигло 40 000 и превысило количество обычных АЗС, которых насчитывается всего 35 000. 

Даже в США, одной из самых удобных стран для владельцев электромобилей, всего около 9000 электрозаправок. 

Между тем эксперты Bloomberg New Energy Finance утверждают, что к 2040 году электромобили составят около 35% от всего объема продаж на авторынке, так что и в индустрии электрических зарядных станций ожидается настоящий бум.